Мотопутешествие от Урала до Хакасии по системе «все выключено»

Ты — летящий вдаль, вдаль ангел.
Ты один только друг, друг на все времена,
Немного таких среди нас.
Ты — летящий вдаль беспечный ангел.

С чего начинается путешествие? У меня оно начинается задолго до старта. Вечерами, в мечтах, прикидках, изучении мест, которые хочется посмотреть и записей. Да! До сих пор записываю планы на бумаге, так им как-то легче складываться и сбываться.

Финансы тоже планируется отложить каждый год, но почему-то это хреново получается, в отличие от планов.

В этом году не отложилось особенно НИЧЕГО. Поэтому путешествие будет проходить под девизом «всё выключено»! Хотя мы и раньше-то не особо шиковали.

Из-за этого даже пришлось в срочном порядке пересматривать первоначальный маршрут, думали вообще не получится поехать. Но… есть ведь еще столько мест которые мы не видели, так что оставим первоначальный план на следующий раз и едем. Едем, несмотря ни на что!

А раз вам понравились мои прошлогодние путевые заметки, то ждите, будут! Ну и по традиции гадайте по ним в какую сторону мы двинули.

Часть 1. Дорожная романтика.

Урал проводил проливным дождем с грозой, от Каменска до Шадринска поливало нас нещадно. Дождевик рулит, почти не промокли.

Зато Сибирь встретила 42-х градусной жарой. Хорошо, что тут в отличие от Волгоградских степей хотя бы ветерок прохладный. Ну и мы не в первый раз путешествуем в режиме «все выключено», поэтому умеем пользоваться водно-мотоциклетным кондиционером: это когда обливаешься водой прямо в экипе и едешь себе охлаждаешься минут 30-40.

Заночевали в знакомом с прошлой поездки месте, на озере Ик. Походный кальян из кофейной банки, как вам?

Едем дальше. Мы в Сибири второй раз, но никак не могу перестать удивляться её просторам бескрайним и богатству. Остановились отдохнуть и тут же поели лесной клубники.

Часть 2. Дорожная романтика.

Вечером к Новосибу немного припозднились, поставив хоть и не большой, но наш личный рекорд — 830 км за день. Думали придется вставать в сумерках где-нибудь у дороги. Но, как всегда, выручают местные байкеры! Здоровья этому хорошему человеку, который увидел нас в пригороде у магазина и проводил в чудесное место у озера! Благодаря ему у нас были мостки в виде стола, и мы даже смогли ополоснуться.

Решили пофоткать немного дорожных атрибутов. А то, думаем, нам не поверят, что мы сюда вообще добрались. Честно говоря, сама себе не очень верю. Никогда даже не думала, что смогу сюда доехать, еще и на мотоцикле.

В прошлом посте говорила про Сибирские просторы, так вот, оказывается, это была промо-версия. Самые офигенные просторы начались по дороге Новосиб-Кемерово. Фоткать бесполезно, не передаст. Дорога очень красивая! Прямо дух захватывает. В своем личном рейтинге красоты поставила её наравне с Чуйским трактом и Крымскими серпантинами.

Там на дороге мы встретились и познакомились с очень известным мото-дальнобоем Александром Мароканцем. К моменту нашего знакомства чел проехал уже 20000 км только в одну эту свою поездку (830 км сразу как-то померкли) везем от него наклеечку. Кстати, он путь держит туда же куда и мы, так что надеемся еще увидеться и пообщаться с этим кладезем информации.

Часть 3. Дорожная НЕ романтика.

Если вы хотите испытать обалденные эмоции от езды, пооджигать с завалом коленочки под 90 градусов в повороты, испытать себя и мот на скорость, как бы на треке, но при этом не просто на трассе, а на отличной дороге с офигенными видами природы — то вам сюда! На трассу Кемерово-Мариинск.

Я пищала от восторга и первый раз в жизни чувствовала себя гонщицей ШКМГ (шоссейно-кольцевые мотогонки) и это просто отвал башки и взрыв мозга! Только ради этого стоило приехать сюда за 2000 км и сломаться.

Да, ребятки! Произошло то, чего я всегда так боялась.

За 15 км до Мариинска мот сказал: Ой. Вылезла все та же проблема с электрикой, с которой мы боремся сначала сезона и думали, что победили, но — нет. Электрика погорела к чертям.

Теперь я расскажу вам про то, почему я так обожаю байкерскую тусовку. Потому что, через час после того, как мы обратились за помощью к местным в инете, к нам приехал человек с прицепом, погрузили мот, доставил до гаража местного механика. Бесплатно!!!

Гараж, представляете на берегу чистой реки Кия с лугом, где мы поставили палатку и переночевали без проблем. Сегодня в Мариинске +32 так еще и накупались.

Какие тут люди душевные! Каждый готов помочь, все успокаивают меня и стараются помочь. И рассказывают столько интересного, что я в очередной раз думаю, что нет случайных событий и хорошие знакомства — это самое главное!

В общем решили мы так: завтра оставляем мот на попечение механика, и едем на Максе, куда хотели. Если что, транспортная есть, поезд тоже, все решаемо. Хоть я и расстроилась страшно, но путешествие продолжается!

Часть 4. Нет препятствий, если есть цель.

На один мот, со мной в качестве пассажира, шмоток, которых у нас и так по минимуму, влезает еще меньше. Что же, берем что влезло (практически ничего) и отправляемся! Вот теперь выключено вообще абсолютно все и чувствуешь себя настоящим мотобомжом когда не можешь взять с собой даже второй спальник и смену одежды.

И да, мы доехали туда куда планировали! Во всяком случае в 2 первых запланированных пункта.

Сначала попали на суперскую байкерскую тусовку, где нас буквально приняли как дорогих гостей: накормили, напоили, дали послушать живой концерт классной группы «Отморозки» тусить и общаться, было супер! А еще это была настоящая мотосвадьба классных ребят, которые завтра, сразу отсюда тоже отправляются в путешествие на мотоцикле.

С утра погодка сильно испортилась, лил дождь, но здесь погода очень переменчивая, мы же уже в горах, в Саянах. Так что не смотря на сырость мы пошли в поход на Ивановские озера. Погода менялась по пути: раз 20 промокли до нитки, извозились в грязи и несколько раз я свалилась в неё так как все тропы развезло в чачу. Но, как всегда, увиденное стоит этого всего!

Это уникальное место, где снег лежит даже летом, не смотря на такую относительно не большую высоту гор. И сюда, говорят, специально приезжают сноубордисты и лыжники чтобы скатиться с горы в июле. Жаль сноуборд с собой не притащишь, а то реально можно было приколоться.

Пришли мы мокрые, грязные, но довольные и решили вознаградить себя, побыть один вечер не мотобомжами и переночевать первый раз за поездку не в палатке. Сняли гостишку, с удобствами и божеее, какой же это кайф!

Часть 4. Историческая.

Погода наладилась, с утра выдвинулись в путь с Приискового. Нас ждало 70 км грунтовки + она местами очень скользкая после дождей глина, вдвоем на одном моте тяжеловато, но осилили.

Посмотрели Сулекскую писаницу. Она даже древнее, чем петроглифы Калбак-таш, что мы видели на Алтае (4000 лет!) Но гораздо хуже сохранилась. Вандализм людей иногда просто поражает. Все равно такая древность меня всегда впечатляет. Как и то, что прямо по этим местам проходил Великий шелковый путь.

Еще поразило количество курганов с вертикально вкопанными менгирами. Их так много и везде, что стало интересно их назначение и вообще история, надо почитать про это по приезду.

Еще посетили Сундуки. Гора с причудливыми скалами-останцами. Для тех, кто поедет: нас навигатор счастливо завел через поле с другой стороны от туристического центра. И мы прогулялись и все посмотрели абсолютно бесплатно и без толпы, которая шла от центра. Так-то гораздо лучше.

Природу и растения Хакасии я могла бы фоткать без конца, если бы было время, например, поле, ведущее к Сундукам все, сплошь заросло вот такими дикими ирисами. К моему огромному сожалению, они уже почти все отцвели я представляю какое это невероятное зрелище, когда они все в цвету, жаль, что его пропустили.

Часть 5. Рай для дикаря.

Мы его нашли на озере Шира! Огромное соленое озеро с волнами как на море, чистой теплой водой, чистейшими берегами (прямо удивило, у нас в таких местах все загажено смотреть страшно, а тут ни бутылки, ни бумажки даже на стоянках). В поселке полно всяких баз, кемпингов, развлекух, но мы же любим дикарство, отъезжаем чуть подальше и находим уйму прекрасных мест, с полянками прямо у воды, мягким ковром мха, лиственничным лесом, кайф!

Ни мошки, ни комаров, ни людей. Становись нудистом и купайся.

Не знаю, что за рыба тут водится в соленой воде, но тут плавают какие-то креветки, во всяком случае это точно ракообразные, прям много. И кузнечики сидят целыми стаями у воды.

Нам так тут понравилось, что хотим завтра никуда не ехать, а потупить денек.

А сегодня посмотрели Туимский провал. Интересное место, хоть и техногенного характера. Самое крутое было увидеть и даже сфоткать прыжок бейсждампера. Это так захватывающе и так страшно, что орали, и он сам и все вокруг. Эх, с моей поломкой запасных денег нет совсем, что меня остановило от этой же авантюры, а так-то интересно было бы проверить себя на прочность.

Часть 6. Тропа предков.

Очень красивое и крайне интересное место на берегу реки Белый Июс.

Одна только пещера Проскурякова — одно из самых древних известных мест нахождения человека, чего стоит! Возраст слоев грота более 46 000 лет. И там сохранились личины, нарисованные охрой, и были найдены останки более чем 20 видов древних животных.

Еще там можно посмотреть древнюю медеплавильную печь и грот где до сих пор проводят шаманские обряды.

Нас конечно же понесло на самый верх, где с высоты птичьего полета открывается обалденный вид на горы и реку и есть грот на самой верхушке, где обитает дух гор. Передали ему привет от духа уральских гор!

Шаманы накамлали нам всяческой удачи и хорошей дороги, жертвоприношение я оставила, так что очень буду надеяться на счастливый конец нашего путешествия!

Часть 7. Просто еще одна часть.

Если мы решили денек никуда не ехать, поваляться, позагорать, побалдеть, то что происходит? Смотрите видео.

Это уже апогей прошел уже не надо держать палатку, чтоб не сдуло и не сломало дуги.

Гордимся собой, что после этого треша смогли развести костер, просушиться и нормально переночевать.

Часть 8. Еще достопримечательности.

Боярская писаница. Вроде много уже удалось повидать петроглифов, но эти… Прямо посреди чистого поля, без каких-либо указателей или туристического центра, без охраны. Целая стена, отлично сохранившихся. Ехать по полю около 5 км. Смотри-любуйся! Красивое место выбрали предки, чтобы оставить нам послание. Там вдалеке уже виден Енисей.

Салбыкский курганный комплекс. Ранний железный век, возраст 4-5 тыс. лет. Как интересно тащили сюда в степь эти каменюки, устанавливали, вкапывали?

Гора Тепсей, Тубинский залив, Потрошиловский бор. Немного не впечатлило, НО, ааааа, мы видели Енисей!

Ну и последнее фото. Всю дорогу не покидала меня фраза из известной песни С. Слепакова: «Путана Ангелина едет к детям в Абакан…».

Часть 9. Саяны, Енисей, Саяногорск.

Пожалуй, из всех возведенных людьми строений которые я видела раньше, Саяно-Шушенская ГЭС — самое грандиозное. Как мы ни старались сфоткать, грандиозность не передается. Потому, что ближе не подпускают, а издали уже все восприятие размера искажается.

Её высота — пять пятиэтажных домов! Ширина более километра. Когда понимаешь высоту уровня воды за плотиной, становится жутковато. Кароч, хоть я не любитель не природных объектов, этот стоит посетить однозначно. Размах и мощь поражает, как и то, что: могли же раньше делать вещи на века, черт побери!

А дорога до ГЭС от Саяногорска + ещё одна в копилку красивейших дорог, которые мне удалось увидеть. Вот тут Енисей и Саяны предстают во всем своем величии и красе! Виды обалденные.

В Саяногорске остановились на байкпосте. И он оказался самым душевным из всех нами посещенных, не смотря на некоторую (пока что) недостроенность. Проболтали с хозяином — Никитой Лимоном до двух ночи, наигрались с его собаками до изнеможения. Ну и проснуться в гараже рядом со своим мотоциклом — отдельный кайф!

По дороге с ГЭС есть форелевая ферма (цены приятно удивляют — 650 руб за 1 кг живой рыбы, которую выловили прямо при нас) она оказалась еще и с икрой. Соль, лимон, 10 минут на решетке и, товарищи, это был какой-то гастрономический оргазм, я такой вкусной рыбы ни разу в жизни не ела! Опять же спасибо Никите за приют и предоставленный мангал.

Всегда грустно осознавать, что финальная точка путешествия уже преодолена и нужно двигаться в обратную сторону. Поэтому мы решили, что следующий наш маршрут обязательно должен быть кольцевым!

А сейчас нас ждёт дальняя дорога и ещё много интересного!

Часть 10. Озера Хакасии.

На обратной дороге мы решили посмотреть и другие широко разрекламированные озера Хакасии. На ночевку было решено встать на оз. Белё.

К вечеру начала собираться какая-то лютая хрень, подобная тому шторму, что мы уже видели. Небо чернело на глазах, молнии сверкали, причем со всех сторон. Невозможно вычислить откуда придет веселуха. Ускоряемся, надо срочно запалатиться и тут видим озеро, в чистом поле, без какого-либо леска, буквально облепленное со всех сторон (а оно огромное!) тысячами палаток и костров. Вот там, блион, точно отдыхает весь Красноярский край и еще пара краев в придачу.

Уже впотьмах ищем дорогу и понимаем, что все поле перекопано каким-то метровым в глубину и ширину окопом, хз как за него попали все эти машины.

В итоге выезжаем к каким-то палаткам и идем на рекорд в скорости и прочности установки нашей. Все это время буря и ветер мечется со страшной силой, у соседей уносит тенты и вещи, но дождь при этом еле капает. Грозы на озерах Хакасии — это отдельный вид развлечений (или извращений) для диких туристов.

Загадка окопа открылась утром. Оказывается, въезд за него происходит через базу, с оплатой естественно. Я была прямо дико ошарашена и возмущена! Там просто площадь капец какая окопана, капец сколько стоит с палатками людей, при этом даже туалетов новых в чистом поле не построено, старые полу-развалины, на которые смотреть страшно, не то чтобы заходить.

В общем, идея денек постоять на озере и никуда не ехать опять с треском провалилась. Снялись мы и поехали, наблюдая дикие очереди все к тем же туалетам в чистом поле, но уже на базах.

Заехали еще на озеро Тус. Говорят, соленость у него как у мертвого моря + жутко целебные грязи. Но, увидев примерно такую же картину с количеством отдыхающих, как на Белё, поехали себе дальше.

Все озера находятся практически рядом, почему такая разница с оз. Шира мне не понятно, а может нам просто повезло.

Хорошо, что за время наших скитаний мы как-то научились выбирать обалденные места для стоянок: видим на карте в отдалении от цивилизации интересное местечко у реки Чулым с милым названием «Чарочкина заимка» едем и не прогадываем! Вот это то, что мы искали! Тихо, спокойно, красиво так, что не хочется уезжать. Прекрасная поляна, рядом бежит ключик с чистой водой, в реке рыба гуляет. Деревня полузаброшенная, местная семья пришли узнать кто мы и зачем, но убедившись в нашей адекватности ушли и больше нас никто не беспокоил. Вот это отдых!

Сегодня мы вернулись Мариинск, как в родной, чтобы попытаться все же починить мой мотоцикл и надеемся вернуться домой своим ходом.

Часть 11. Спасители.

Мой рассказ хочу окончить словами благодарности всем, всем этим прекрасным людям, что встретились нам за время путешествия и которые так нам помогли! Особенно Коле, Жене, Косте и дяде Саше из Мариинска. Если бы не вы, наше путешествие бы вообще не состоялось. А какую компанию они нам составили в Мариинске! Угощали шурпой и настоящей сибирской закуской — жареным салом. Очень приятно было пообщаться и подружиться с вами!

Коля смог разобраться с проблемой, с которой не смогли разобраться именитые моторемонтники из Ебурга. Поставил моего монстрика на ход, приютил его и разбирался с ним пока мы колесили и отдыхали. Благодарю тебя безмерно и желаю всего самого хорошего. Ведь добро всегда притягивает добро, по-другому быть не может!

За новым стартером, который мы заказали в Москве так как не нашли ни в Абакане, ни в Красноярске и ждали его целую неделю, Максу пришлось сгонять за 200 км в Кемерово, и он подошел и все заработало!

Ещё благодарю ребят из Саяногорска и Абакана. С моей роскошной жёппь на борту по тому количеству грунтовок, что её провезли, резина у Максового мотика накрылась раньше, чем мы рассчитывали. Так ребята быстро нашли нам резину на замену совершенно бесплатно, б/у конечно, но до дома, надеемся, дотянет.

И мы едем домой своим ходом, УРА! И посмотрели всё, всё что хотели, за исключением одного пункта, который изначально был под вопросом и, как мы решили, заслуживает отдельного путешествия. Ергаки, ждите нас, возможно в следующий раз. А теперь домой, наскитались!

Мотопутешествие от Урала до Хакасии, июль 2023 года. Фото и текст: Екатерина Рубцова.