Автопутешествие по Казахстану и Киргизии

И солнце, смеясь,
выкатывалось из-за гор
навстречу мне…

Хмуро нынче встречает Казахстан, весна пришла и наделала бед, Ишим, вспух и разлился настолько, что напоминает скорее водохранилище, посреди которого торчат затопленные деревья и опоры ЛЭП. Петропавловск затоплен, ехали в обход через Архангельское и Новокаменку, дорога — нормальный асфальт. Весна пришла, но словно передумала и отступила.


Небо на подъезде к Бурубаю, еще вчера начало хмуриться, а сегодня разверзлось и пролилось затяжными, холодными ливнями, снежными зарядами засыпало степь, намесив на трассе кашу из снега и луж, по которой машина на скорости почти срывалась в аквапланирование. До Астаны местами пришлось «ползти» 70-80 км/ч, и это там, где разрешенная скорость 140.


Ночевали в Боровое, где с утра еще было сухо, но к полудню, погода, скривившись по осеннему, выпроводила нас, начавшимся дождем со снегом.

Астана — столица Казахстана

В Астане тоже дождь сменял ливень и наоборот, тучи цеплялись за верхушки небоскребов, а иногда, словно рулонные шторы, закрывали их сверху и до половины. Неуютный ветер прилетевший со степи, промозглый, бррр…
С первой встречи, 10 лет назад, Астана невероятно расстроилась, переполнилась людьми и машинами настолько, что сейчас это уже мегаполис, под стать Москве и ни чем уже не напоминает, тот фантастический город-колонию, который построили на Марсе по мегасовременному проекту, но куда его жители, еще не прилетели и только персонал здесь несет свою службу, поддерживая системы жизнеобеспечения в норме, в ожидании колонизаторов.
Планы погрузится в казахскую кухню сбылись, кебаб-казан из говядины удался, но еще больше удались хрустящие баклажаны, с обалденным карамельно-соевым соусом и микрозеленью, ташкентский чай из концепции выпал, но был наполнен вкусом меда, лимона и мяты — вечер был вкусным.
Астана, проводила нас и, казалось, сделала это с радостью. Погода, после вчерашнего, тоже расстаралась на голубое небо с перистыми облаками, почти не мешавшими солнцу, не забыла и про попутный ветер.
Заехали на дорожку на Центральную соборную мечеть Астаны, совершенно монументальную и огромную по масштабу и видам, открытие которой прошло не так давно — 12 августа 2022 года.

И затем двинулись дальше, на озеро Балхаш.
Дорога обещалась быть невообразимо скучной, однообразной и унылой, где на всем протяжении, можно встретить пару юрт, да забытый вагончик, во всей степи. Но нет, пейзажи довольно часто оживляли небольшие горные массивы, иногда островерхие, иногда столообразные, а когда и скалистыми грядами, уходящими вдаль за горизонт.
В какой-то момент под колесами авто оказался «поющий» асфальт. Это когда вся его полоса выщерблена длинными, поперечными, неглубокими полосами-канавками. Шум от прохождения шин по этим полосам, сливался то ли в высокий звук трубящего горна, то ли поющего рога, и такого асфальта на трассе, несколько десятков км.
Еще дальше был красный асфальт, с желтыми полосами, нарядненько так… 
Через пару с небольшим сотен км, ты уже точно знаешь где находится Караганда, а ведь всю жизнь перед этим, диалог с ответом на вопрос: — Где-где? в Караганде, был для меня довольно абстрактным.
До Балхаша добрались засветло, нашли место поживописнее на берегу, разбили лагерь, и встретили утро, на Балхаше, любуясь прибоем и волнами.

Алматы, с казахского — яблоневое

Алмата — крупнейший город и южная, а в недавнем прошлом и административная столица Казахстана. Расположен у подножия Заилийского Алатау и сочетает архитектуру разных времен с активной культурной жизнью и многонациональным этносом. Это один из тех городов, о котором можно с полным правом сказать, что он находятся на стыке востока и запада, причём, наверное, нигде больше, запад не проникает так далеко на восток.

В окрестностях Алматы раньше росли дикие яблони. Город до сих пор окружён множеством яблоневых садов. Приветливый и дружелюбный к своим гостям город.
Однако, здесь впервые в Казахстане, я не был понят задавая вопрос по-русски (молодые люди, в Казахстане уже не все говорят по-русски, политика меняется и русский язык хоть и имеет официальный статус, но все же количество его носителей в Казахстане сокращается). И была радость от встречных дружелюбных вопросов — Вы наши гости? и улыбок, в общении с теми, кто понимал нас и искренне хотел помочь и впервые была напряжённость, когда приходилось отвечать, откуда мы гости…
И еще была радость от того, что мои настороженность и опасения, что к русским здесь стали относится хуже, ни чем не подтвердились.
Из Алматы, нужно обязательно доехать до высокогорного катка Медеу, подняться на горнолыжную трассу Шембулак, обязательно до Талгарского перевала, откуда виден пик Талгар, по некоторым данным — настоящий пятитысячник, высотой 5017 м, а по другим — ненастоящий, высотой 4 979 м…, но в любом случае — это высшая точка Заилийского Алатау!


Кок-Тобе — знаменитую 372-метровую телевышку, на мой взгляд если и стоит посетить, то точно без подъема на канатке, оно того не стоит. Подъемник дороже чем на Шембулак, а высота и протяженность канатки мизерные. Поднимитесь сюда на авто или пешком, не устанете особо, а виды на вечернюю Алмату и Заилийский Алатау, отсюда, все же красивые.
Конечно прогуляйтесь по городу, чистый, ухоженный, зеленый и вызывающий огромную симпатию, дня тут точно будет мало.
Ресторан и поздний дастархан, по рекомендации, двух очень дружелюбных местных жительниц, случился очень приятный, хоть и назывался незамысловато — Qaimaq (Каймак), что с казахского означает сметана или сливки…
Здесь то мы и попробовали казахский плов — палау и бурсаки, догадайтесь с чем? — конечно с каймак. Прелесть вкуса бурсаки (пончиков из пресного теста во фритюре) в простоте, натуральности и сочетании с каймак (густыми сливками). А казахский плов с фруктами, необычно сладковатый и ароматный.
Алмаатинцам завидуешь, и начинаешь завидовать, еще даже не доехав до города, жить в таком месте, с невероятно прекрасным видом на горы, уже огромная благосклонность вселенной…

Курс тенге, бензин и гостиницы в Казахстане

Курс тенге в мае 24′, 1 рубль : 4.65 тенге. Если поискать можно найти 1 : 4.67.

Максимальные цены на бензин в Казахстане регулируются государством. Бензин АИ-92 — 205 тенге за 1 литр. Цена у нас дороже, наверное нефти меньше в России?… и зарплаты уже ниже, чем в Казахстане.

2-местный номер, с завтраком, в неплохой гостинице в Астане — 10 710 тенге.

Два 2-местных номера, без завтрака, в посредственном мини отеле в Алматы — 18 000 тенге.

В бюджетном сегменте выбор хостелов или гостиниц в Алматы очень скромный, а вот в Астане напротив можно подыскать себе неплохое жилье на любой вкус и кошелек. Еще отличным вариантом в Астане может стать квартира, которые покупают на верхних этажах многочисленных высоток и после сдают, предлагая путешественникам жилье, с изумительным видом на город.

Бишкек — столица Киргизстана

Бишкек из окна хостела, как есть, без прикрас, 5 минут от центра, совсем рядом с Ошским рынком. Город почти миллионник, столица Киргизстана.
Бензин АИ-92 — 65.30 сом, можно чуть дешевле найти, по 64.90 сом. На наши примерно 71 рубль, за литр.
Еда и услуги (шиномонтаж например) существенно дешевле чем в России, качество, сервис, выбор и обстановка при этом еще лучше.
Хостел нашелся при этом очень приличный и даже уютный и приятный, 1675 сом на двоих, что примерно 1950 руб./ночь.

Лирическое отступление…

И солнце, смеясь, выкатывалось из-за гор навстречу мне…

Прочитал, по возвращении, книгу Чингиза Айтматова — «Джамиля». Сказать, что книга хороша, ничего не сказать. Это как глоток живительной влаги, человеку, пережившему засуху. Как согревающее тепло камина, в стылую, осеннюю ночь. Как звонкие, весенние капели, после долгой, холодной зимы. Ощущения словно внутри оживает что-то, самому еще неизвестное или давно забытое, или вернули в детство, согрев теплом родного дома…

Пожалуй, самое короткое произведение из всех, что прочитал за последние годы, но эту симфонию чувств, не сравнить ни с чем другим.

На фото рассвет над Иссык-Кулем и Тянь-Шанем. Две наших ночевки случились на берегу этого замечательного и красивейшего озера.

Сырт или плато Арабель

Невероятное, космическое место. Наверное если бы Марс был белым и снежным, то именно на плато Арабель можно было бы открыть первое марсианское посольство на Земле.

Географически сырт Арабель — это высокогорная тундровая долина, расположенная на высоте 3900 метров, опоясанная горными хребтами.

Добраться сюда довольно легко. Начинаясь в ущелье Барскоон, гравийная дорога пересекает плато и далее уходит на золотоносный рудник Кумтор. Сам рудник — крупнейшее высокогорное золоторудное месторождение Центральной Азии. По соглашению с правительством Кыргызстана его освоением занимается канадская компания «Камеко», в обязанности которой входит в том числе и поддержание дороги в рабочем состоянии. В начале мая мы заехали на плато на автомобиле Lada Vesta SW, с полной загрузкой. Дорога уже была полностью свободна от снега и ни каких проблем, кроме перегрева двигателя, на крутом и затяжном серпантине, у нас не вызвала.

На такой высоте выживают только мхи, лишайники и редкие, но от этого особенно прекрасные — горные цветы.

Ущелье Джеты-Огуз и скалы «Семь быков»

Еще одна ночевка выдалась в ущелье Джеты-Огуз, в предгорьях хребта Терскей Ала-Тоо, и этот контраст между берегом Иссык-Куля и горными ущельями, каждый вечер и утро заставляет испытывать все новые эмоциональные перегрузки, погружая мозг в какое-то непрерывное состояние детского восторга и пьянящей радости.

Как проехать Казахстан и половину Киргизии без прав

Сразу скажу повторять не стоит, нервно это, и хоть нервно это и в первую очередь от незнания и непонимания психологии тамошних гайцев, все равно повторять не стоит.
Знать нужно одно, куда бы не вильнул ваш разговор — заберем права, заберем авто, штрафы у нас большие и оплачивать так неудобно, понимать нужно одно — от вас хотят денег и как можно больше денег. Не нужны им ни протоколы, ни выписанные штрафы, ни ваши права, ни ваша машина, а нужны им деньги.

Действие первое, Киргизия, Балыкча.

Случилось все это уже по дороге обратно. Остановили меня в Балыкче, в Киргизии, после того как мы проехали весь Казахстан, побывали в Бишкеке, замкнули кругосветку вокруг Иссык-Куля, и уже поехали было в сторону границы с Казахстаном, но нет, остановили… Превысил скорость, знак 40, скорость 54 км/ч, не успел затормозить да и поздно увидел засаду, инспектора здесь прячутся мастерски, как у нас когда-то в нулевые, в Башкирии. Здравствуйте, — Салам, говорю, — Нарушаете, говорит подошедший, один из трех сотрудников. — Может быть, засмотрелся на Иссык-Куль, говорю. — Пройдёмте к радару. — Пройдёмте. — Вот радар зафиксировал скорость 54 км, а можно 40. Штраф сейчас напишем, предъявите Ваши документы и пройдемте к командиру, он с Вами и поговорит. Подошел, предъявил, командир говорит: — С Вас 3000 сом, штраф такой и показывает жестами, отсчитайте в окно налом. — Нет, говорю, — Денег нет, пишите протокол. Последнего лучше бы и не говорил, ужасно расстроил всех: — Как так? говорят, — Почему на месте не хотите оплатить? Оплатили и поехали с чистой совестью дальше, быстро и удобно. Аргумент конечно, но не соглашаюсь. Поуговаривали еще меня и так и сяк, давайте хоть половину — 1500 сом, но я стоял на своем: — Пишите говорю протокол, денег нет и взять негде, домой уже едем. Знаю же, что штраф только 1000 за такое превышение. Отдали мои документы самому младшему, начал тот бланк заполнять и в какой-то момент, просияв лицом, радостно выпалил: — А у Вас права то просрочены! Два десятилетия моей жизни, за рулем, с правами сложились вместе и окончание второго выпало на январь 24′. Но уже май, я в Киргизии, в Балыкче, права в действительности оказались просрочены и тут мне маленько поплохело… Но быстро овладев собой, говорю: — Спасибо за бдительность, не знал, но денег все равно нет. Тут командира аж скривило, заерзал на сиденье, вижу, что сценарий в его голове не совпадает с реальностью и жестко так мне: — Штраф за отсутствие прав у нас 50 000 сом, машину мы сейчас заберем на штрафстоянку, но сделаем Вам скидку, давайте 25000 сом поскорее и езжайте. Тут то и начался настоящий спектакль, командир взял на себя роль злого полицейского, средний в звании, взял роль доброго полицейского, а самый младший, пока остался без роли. «Добрый полицейский» отзывает меня в сторону и говорит, наш командир прав, Вы вообще попали, права у Вас просрочены, протокол наполовину составлен, и по-доброму так говорит, Вы говорит бы хоть подмигнули, что с правами непорядок. Да я говорю и сам не знал, Вы первые кто это заметили. И я ничуть при этом не врал. Плохо-плохо, говорит, не отпустит Вас командир, он очень строгий и уважает наш Закон. Ну посмотрим, говорю и снова пошел к старшему. Отпусти говорю, начальником будешь, он такой плечи расправил сразу, чувствую, есть в нем амбиции, хочет начальником быть. Говорю, хороший человек если хорошему человеку поможет и отпустит, точно станет начальником. Вижу заколебался он, и ни какой эвакуатор вызывать не станет и не нужен я им особо и протокол дописывать им только время терять и бланк изводить. Я дальше, ровно-спокойно, у меня говорю три девчонки в машине, куда мне с ними? Я говорю спасатель МЧС, удостоверение вот, не нарушаю никогда, очень аккуратно езжу, Казахстан вот проехал и половину Киргизии, с просроченными правами и даже не остановили ни разу, Вы говорю первые, и не знал я про права, иначе бы и не поехал. Вот, говорю, последние деньги, что с собой у меня — 4000 сом, на бензин оставил, отдыхали хорошо — потратили все. Показал ему содержимое сумки, разве что на изнанку не вывернул. Спектакль продолжился. Командир при виде денег, немного оживился, деньги хоть и небольшие, но история для него уже знакомая и понятная. Давайте говорит все ваши сомы сюда, в театральную кассу через окошечко, и есть ли говорит с Вами из девушек, кто-то с правами? Позовите её сразу сюда. Есть, говорю, жена моя с правами — это точно надо? Надо — говорит, надо! Позвал Женю, которая хоть и была в легком шоке от происходящего, но свою, всё понимающую роль, сыграла безукоризненно и этот «злой-полицейский» нравоучительным тоном принялся объяснять ей: — у Вашего мужа «просрочены» права и мы не можем ему позволить ехать за рулем, но Вы говорит, езжайте, но мужа ни в коем случае, за руль не пускайте, он по нашим Законам без прав, тогда мы будем за Вас спокойны, а главное Закон будет соблюден. Женя ему в ответ, хорошо, конечно, я поняла, так мол и сделаем. Инспектор-командир, с чувством выполненного долга отправил Женю в машину, и говорит мне, давайте Ваши деньги наконец-то уже, сколько там у Вас 4000 сом? Давайте-давайте, да поскорее. А я ему в ответ, отдам, но как же говорю, мы без бензина то от Вас уедем, карты «Мир» в Киргизии, больше не работают и мы теперь только Казахстане сможем заправиться, но бензина до границы нам не хватит. 1000 сом, говорю, мне нужно на бензин оставить, иначе ни как. Снова сбой в сценарии у командира, но неожиданно веско прозвучавший, с заднего сиденья, голос младшего инспектора, оказавшегося видимо суфлером, положил конец спектаклю — пусть отдаст 3000 сом и едет. Занавес, мы мчимся дальше. Но за рулем у нас оказалась Таня, а не Женя…

Действие второе. Киргизия, трасса.

Таня за рулем жгла. Но недолго, до следующего поста на трассе. В театр или к патрульному авто, уже как на планерку, снова пошел я. Сразу, еще в фойе у кассы, нахожу командира театра, а по совместительству и кассира и наивно так говорю: — Отпустите, мы же у Вас гости. В ответ: — Все мы гости на этой земле. Но Вы нарушили правила, превысив скорость. Такой ответ мне сразу и все объяснил, время здесь терять не стоит, ни свое ни чужое, да и опыт уже был. Только 1000 сом у меня, говорю, одной купюрой и 500 сом мне нужны на бензин. Конечно, давайте вашу тысячу, сдачу я вам сдам… Снова занавес. До границы с Казахстаном нам осталось километров сто, за руль сел я.

Советы путешественникам — страховка, оплата, границы

Границы проезжаются относительно нормально, полтора-два часа на прохождение двух КПП закладывайте, но это в мае мае, летом может быть и по другому.

Берите загранпаспорта, конечно в эти страны можно ехать с паспортом РФ, но с загранпаспортом проще менять тенге или сомы, иначе в банках откажут и например не получится оформить карту Каспи банка в Казахстане.

Бензин, в сравнении с Россией, ощутимо дешевле в Казахстане, и дороже в Киргизии, можно существенно сэкономить если планировать заправки перед и за границами.

При оформлении страховки в Казахстане, вписывайте в полис всех, у кого есть права, дополнительных денег это не стоит, а в какой-либо ситуации возможно пригодится.

Формат автопутешествия все с собой, оптимально подходит для кругосветки вокруг Иссык-Куля, недостающее снаряжение для лагеря, мы берем в прокате сети оутдор магазинов «Манарага». В больших городах мы останавливаемся в гостиницах или хостелах. Путешествуя так, можно сочетать максимальное погружение в красоту гор и природы и обеспечив при этом необходимый комфорт.

Казахстан, Киргизия — автопоход 1 к.с., май 2024 года. Фото: Климова Евгения и Климов Павел.

Автопутешествие по Казахстану и Киргизии: 1 комментарий

  1. Я в Казахстане несколько интересных мест посетила. Астану и Боровое конечно же, но здесь о них уже рассказано. А еще ездили так же с подругой вдвоем за Алматы в горы на границе с Киргизией. Там Кольсайские озера. Красивейшее место! Три горных озера и все на разной высоте. А еще выше хребет, с которого виден Иссык-куль. Правда на сам хребет мы не добрались. Так что надо будет вернуться.
    И когда ехали на озера проезжали мимо Чарынского каньона, но маршрутка увы остановок не делает. А место очень интересное.
    Вобщем, красивая и разнообразная природа в Казахстане. И гостеприимные казахи.
    В поселке Саты возле Кольсайских озер нас местный принял к себе в дом, на чай.. накормил, напоил. И не пугайтесь, это был наш водитель такси, который возит туристов с Алматы к озерам и обратно. Ехать 5 часов. Так что его гостеприимство после горных озер было весьма кстати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *